Эта работа была написана для студентки Современной гуманитарной академии. Как правило, такие работы оформляются в шаблоне. В академии требуют, чтобы уровень оригинальности работы составлял не менее 65 %. Причем если вам вернули вашу работу, то лучше всего ее уже не дорабатывать, а писать заново по другой теме. Информации в Интернете по теме общения и социального взаимодействия достаточно, однако, процент ее оригинальности 0,1 %. Можете сами проверить на сайте Антиплагиат. Перерабатывая текст можно повысить авторство до 25 %. Но этого тоже мало. Поэтому я рабатаю над каждым словом: переписываю предложения с конца, убираю каждое третье слово. Это кропотливый и неинтересный труд. И, согласитесь, он должен быть оплачен.
Для данной работы был составлен следующий план.
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей
2. Структура, функции и виды общения
3. Социальное взаимодействие и общение
Объект данного исследования – общение как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – процесс взаимодействия людей в общении.
Цель исследования: исследование особенностей общения как формы социального взаимодействия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей;
2. Выявить структуру, функции и виды общения;
3. Рассмотреть особенности социального взаимодействия и общение.
2.1. Анализ развития культуры общения у дошкольников
Исследование развития культуры общения проводилось у старших дошкольников в ДОУ № 317 Красноармейского района г. Волгограда.
Методы исследования: «Тест игры в куклы», наблюдение за деятельностью дошкольников в процессе игры и режимных моментов.
Цель исследования: изучения взаимодействия детей в процессе игровой деятельности, изучение сформированности коммуникативных навыков, наличие культуры речи.
«Тест игры в куклы».
В игровой комнате детского учреждения был образован кукольный дом. В реалистической обстановке, соответствующей убранству современной квартиры, были расположены куклы — члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также входили куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и другие. Куклы в различных сочетаниях предлагались детям для игры.
Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода действий.
Мы предлагали детям поиграть в «Семью».
После нескольких игровых сеансов были выявлены особенности развития культуры общения у дошкольников.
Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол говорили различные монологи, в которых отражались реальные переживания детей. Вот некоторые примеры их высказываний, которые были нами зафиксированы: «Возьми, пожалуйста, поиграй», «Ты - ябеда-корябеда», «Я с тобой не дружу», «Моя мама самая красивая!», «Становись в угол», «Ты мне надоел», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама — королева!», «Я с тобой не играю».
Анализ исследования культуры общения дошкольников представим в виде таблицы.
Таблица 1. Анализ исследования культуры общения дошкольников
Имя ребенка | Тест игры в куклы
| Наблюдение |
Ира М. | Играла спокойно, была вежлива в общении. | В различных ситуация девочка ведет себя вежливо, в конфликты не вступает, в процессе игры советуется с другими детьми, уважает их мнение. |
Маша С. | Играла довольно эмоционально, перебивала подруг, завала всем роли. | В процессе игровой деятельности Маша иногда ведет себя агрессивно, может исключить подруг из игры, навязать свою точку зрения. |
Света О. | Играла спокойно, вежливо относилась к другим играющим. | Девочка вежлива и скромна, в конфликты не вступает, но и обижать себя не позволяет. |
Вера К. | В процесс игры вела себя замкнуто, реплик почти не было, с детьми не сотрудничала. | Вера очень тихий и скромный ребенок, малообщительный, замкнутый. |
Яна С. | В процессе игры накричала на девочку, вырвала у нее куклу. | Яна очень эмоциональна, бывает несдержанна, груба. |
Дима Д. | Играл самостоятельно, сопровождая действия кукол репликами, в общение с детьми почти не вступал. | Дима вежлив, однако мало сотрудничает с другими детьми, больше тянется к воспитателю. |
Миша К. | Больше наблюдал за игрой других детей, смеялся над другими шутками, пытался баловаться. | Миша в целом вежливый, не злой мальчик, однако у него бывают вспышки обиды, агрессии, иногда жалуется на других детей. |
Олег С. | Вел себя довольно активно, распределил роли, в высказываниях был немного категоричен. | Олег умеет общаться, в процессе игры задает правила, однако бывает несколько нетерпелив к другим детям. |
Саша П. | Начал играть очень активно, но услышав замечание в вой адрес, обиделся, разбросал игрушки, стал кричать и плакать. | Саша старается быть очень вежливым, всегда говорит «пожалуйста» и «спасибо», однако бывают вспышки агрессивности, во время которых Саша может обидеть других детей. |
Антон К. | Антон играл активно, в процессе игры использовал детскую нецензурную лексику. | Антон общительный ребенок, легко входит в контакт, остроумный на выдумки и шутки, однако не всегда вежлив, иногда прибегает ко лжи. |
Юра С. | Играл спокойно, выл довольно вежлив, однако в конце игры пожаловался на других ребят. | Юра в целом общительный, вежливый, однако с незнакомыми детьми держится осторожно. |
Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники в разной степени владеют навыками культуры общения. Некоторые дети в процессе игровой деятельности ведут себя агрессивно, подавляя других детей, другие, отличаясь малообщительностью, замкнутостью, вовсе выпадают из акта общения. Поэтому необходимо целенаправленное развитие коммуникативных навыков и культуры общения у дошкольников.