Изучение особенностей познавательных процессов дошкольников
Изучение особенностей познавательных процессов дошкольников проводилось на базе ДОУ № 278 г. Волгограда, в младшей, средней и старшей группах.
Вначале исследования была изучена острота зрения ребенка дошкольного возраста методом диагностической пробы «Кольцо Ландольта».
Цель: определить остроту зрения ребенка дошкольного возраста
Материал: карточка размером 10x10 см, в центре которой черной тушью изображено «Кольцо Ландольта» — кольцо диаметром 7 мм, с разрывом, величина которого 1 мм.
Процедура проведения: ребенка усаживают на стул. На определенном расстоянии от него на уровне глаз располагают карточку с изображением «Кольца Ландольта». Исходное расстояние между ребенком и изображением кольца (по данным Т. В. Ендовицкой) следующее: 4—5 лет — 207,5 см; 5 - 6 лет — 270,0 см; 6—7 лет — 303,0 см.
Последовательно предлагая ребенку четыре положения разрыва на кольце (справа, слева, снизу, сверху) и убедившись в том, что ребенок не видит разрыва кольца, экспериментатор приближает карточку. Как только ребенок сделает знак рукой, движение карточки прекращается, и экспериментатор замеряет дистанцию видения и удаления карточки от глаз ребенка.
Инструкция ребенку: «Внимательно смотри на кольцо, я буду приближать к тебе карточку; как только увидишь разрыв на кольце, дай знак рукой и укажи, где он находится».
Обработка результатов
Количественный анализ включает подсчет показателей дистанции видения. Качественный анализ заключается в соотнесении этих показателей с показателями средней дистанции, с которой дети дошкольного возраста видят разрыв на кольце Ландольта.
Анализ данных представим в виде таблицы:
Таблица 1. Острота зрения дошкольников
Младший возраст | Расстояние | Средний возраст | Расстояние | Старший возраст | Расстояние |
Ира М. | 2 м | Аня В. | 2 м | Катя В. | 2,5 |
Оля К.
| 1,9 м | Оля Я.
| 2,5 м | Оля И.
| 2 м |
Надя М. | 1,5 м | Данил К. | 1,5 м | Дима К. | 2 м |
Дима С. | 1,5 м | Игорь С. | 1,8 м | Игорь М. | 2,5 |
Саша Г. | 1,5 м | Егор Г. | 2 м | Леня Г. | 3 м |
Таким образом, можно сделать вывод о том, все дошкольники хорошо видят, кроме того, замечено, что на протяжении от младшего до старшего школьного возраста увеличивается острота зрения.
Тема 1. Восприятие дошкольников
Лабораторная работа № 1
Изучение восприятия дошкольников изучалось на примере младшей группы.
Цель выявить уровень сформированности перцептивных действий идентификации у детей младшего дошкольного возраста (на материале восприятия формы, величины).
Материал:
Предметы малых размеров
Кубик Монета Конус
Спичечный коробок Медаль Ключ
Флакон Круглая пуговица Камень
Квадратная пуговица Полушар Ель (игрушка с
круглым основанием)
Предметы больших размеров
Прямоугольные Круглые Треугольные
Брусок Божья коровка Крышка
Мыло Пудреница Ракета (игрушка с
круглым основанием)
Батарейка Кольцо Формочка
Записная книжка Цыпленок Призма
Процедура проведения
Перед ребенком ставят три коробки, на одной из них нарисован прямоугольник, на другой круг, на третьей — треугольник. Коробки необходимо расположить так, чтобы ребенок мог хорошо рассмотреть изображенные на них эталоны.
Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой будем играть. У меня есть мешочек, в котором много разных игрушек. Я буду давать тебе одну игрушку, а ты будешь класть ее в ту или иную коробку, гдe нарисована фигура, на которую эта игрушка похожа. Потом я дам другую игрушку, и так мы с тобой разложим все игрушки, которые у меня есть».
Обработка результатов
Количественный анализ: просчитывается количество правильно и ошибочно осуществленных ребенком действий соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона. По ходу проведения эксперимента предметы, относимые детьми к тому или иному эталону, записываются в рабочий протокол.
Качественный анализ: определяется, к какому типу ориентировки относятся действия детей, участвующих в эксперименте.
Первый тип ориентировки — доэталонная. Характеризуется случайным распределением объектов без соотнесения их формы с эталонами. При таком типе дети ориентируются не на форму эталона, а на побочные признаки предмета — величину (все большие предметы кладут в одну коробку, а маленькие в другую); цвет или предметное значение объекта (круглую и квадратную пуговицы кладут в одну коробку).
Второй тип ориентировки — синкретическая. Дети с этим типом ориентировки при сопоставлении предмета с эталоном выделяют отдельные признаки предмета, а не всю форму в целом. Так, в наборе существует два предмета: ель и ракета, ярко выраженными формами которых является треугольник, но основания ели и ракеты сделаны круглыми, дети неправильно относят их к числу круглых.
Третий тип ориентировки — смешанный, меняющийся с зависимости от сложности объекта. Простые предметы дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе сложных объектов у них появляется синкретический тип ориентировки.
Таблица 2. Уровень развития восприятие формы, величины у младших дошкольников.
Ф.И. ребенка, возраст | Эталон | Всего прав, ответов | % | |||||||
прямоугольник» | круг» | треугольник» | ||||||||
Ответ | ||||||||||
прав. | неправ. | прав. | неправ. | прав. | неправ. | |||||
Ира М. | 8 | 0 | 8 | 0 | 8 | 0 | 20 | 90 | ||
Оля К.
| 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 6 | 15 | 50 | ||
Надя М. | 1 | 7 | 3 | 5 | 2 | 6 | 6 | 25 | ||
Дима С. | 2 | 7 | 3 | 5 | 3 | 5 | 8 | 33 | ||
Саша Г. | 5 | 5 | 6 | 2 | 7 | 1 | 18 | 75 | ||
Вывод
В результате исследования были выявлены следующие группы детей:
- дети с низким уровнем сформированности перцептивных действий идентификации (доэталонная) - 1 чел. (Надя М.);
- дети со средним уровнем сформированности перцептивных действий идентификации - 2 чел. (Оля К., Дима С.), у них преобладает смешанный тип ориентировки;
- дети с высоким уровнем сформированности перцептивных действий идентификации - 2 чел. (Ира М., Саша Г.).
Итак, как показало исследование, к началу дошкольного детства ребенок уже имеет некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов — иx форме, величине, цвете и использует эти представления в действиях восприятия. Но представления ребенка еще плохо организованы, не расчленены в соответствии с общепринятыми образцами. Поэтому маленькие дошкольники часто оказываются не в состоянии правильно выполнить простейшие задания, требующие использования таких представлений