Психолого-педагогический практикум по детской психологии

Название предмета: педагогика
Категория: педагогический опыт

Изучение особенностей познавательных процессов дошкольников

Изучение особенностей познавательных процессов дошкольников проводилось на базе ДОУ № 278 г. Волгограда, в младшей, средней и старшей группах.

Вначале исследования была изучена острота зрения ребенка дошкольного возраста методом диагностической пробы «Кольцо Ландольта».

Цель: определить остроту зрения ребенка дошкольного возраста

Материал: карточка размером 10x10 см, в центре кото­рой черной тушью изображено «Кольцо Ландольта» — кольцо диаметром 7 мм, с разрывом, величина которого 1 мм.

Процедура проведения: ребенка усаживают на стул. На определенном расстоянии от него на уровне глаз распола­гают карточку с изображением «Кольца Ландольта». Исход­ное расстояние между ребенком и изображением кольца (по данным Т. В. Ендовицкой) следующее: 4—5 лет — 207,5 см; 5 - 6 лет — 270,0 см; 6—7 лет — 303,0 см.

Последовательно предлагая ребенку четыре положения разрыва на кольце (справа, слева, снизу, сверху) и убедив­шись в том, что ребенок не видит разрыва кольца, экспери­ментатор приближает карточку. Как только ребенок сдела­ет знак рукой, движение карточки прекращается, и экспе­риментатор замеряет дистанцию видения и удаления кар­точки от глаз ребенка.

Инструкция ребенку: «Внимательно смотри на кольцо, я буду приближать к тебе карточку; как только увидишь раз­рыв на кольце, дай знак рукой и укажи, где он находится».

Обработка результатов

Количественный анализ включает подсчет показателей дистанции видения. Качественный анализ заключается в соотнесении этих показателей с показателями средней дис­танции, с которой дети дошкольного возраста видят разрыв на кольце Ландольта.

Анализ данных представим в виде таблицы:

Таблица 1. Острота зрения дошкольников

Младший возраст

Расстояние

Средний возраст

Расстояние

Старший возраст

Расстояние

Ира М.

2 м

Аня В.

2 м

Катя В.

2,5

Оля К.

 

1,9 м

Оля Я.

 

2,5 м

Оля И.

 

2 м

Надя М.

1,5 м

Данил К.

1,5 м

Дима К.

2 м

Дима С.

1,5 м

Игорь С.

1,8 м

Игорь М.

2,5

Саша Г.

1,5 м

Егор Г.

2 м

Леня Г.

3 м

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, все дошкольники хорошо видят, кроме того, замечено, что на протяжении от младшего до старшего школьного возраста увеличивается острота зрения.

Тема 1. Восприятие дошкольников

Лабораторная работа № 1

Изучение восприятия дошкольников изучалось на примере младшей группы.

Цель выявить уровень сформированности перцептивных действий идентификации у детей младшего дошкольного возраста (на материале восприятия формы, величины).

Материал:

Предметы малых размеров

Кубик Монета Конус

Спичечный коробок Медаль Ключ

Флакон Круглая пуговица Камень

Квадратная пуговица Полушар Ель (игрушка с

круглым основанием)

Предметы больших размеров

Прямоугольные Круглые Треугольные

Брусок Божья коровка Крышка

Мыло Пудреница Ракета (игрушка с

круглым основанием)

Батарейка Кольцо Формочка

Записная книжка Цыпленок Призма

Процедура проведения

Перед ребенком ставят три коробки, на одной из них нарисован прямоугольник, на другой круг, на третьей — треугольник. Коробки необходимо расположить так, чтобы ребенок мог хорошо рассмотреть изображенные на них эта­лоны.

Инструкция ребенку: «Сейчас мы с тобой будем играть. У меня есть мешочек, в котором много разных игрушек. Я буду давать тебе одну игрушку, а ты будешь класть ее в ту или иную коробку, гдe нарисована фигура, на которую эта игрушка похожа. Потом я дам другую игрушку, и так мы с тобой разложим все игрушки, которые у меня есть».

Обработка результатов

Количественный анализ: просчитывается количество правильно и ошибочно осуществленных ребенком действий соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона. По ходу проведения эксперимента пред­меты, относимые детьми к тому или иному эталону, запи­сываются в рабочий протокол.

Качественный анализ: определяется, к какому типу ори­ентировки относятся действия детей, участвующих в экспе­рименте.

Первый тип ориентировки — доэталонная. Характери­зуется случайным распределением объектов без соотнесения их формы с эталонами. При таком типе дети ориентируются не на форму эталона, а на побочные признаки предмета — величину (все большие предметы кладут в одну коробку, а маленькие в другую); цвет или предметное значение объек­та (круглую и квадратную пуговицы кладут в одну короб­ку).

Второй тип ориентировки — синкретическая. Дети с этим типом ориентировки при сопоставлении предмета с эталоном выделяют отдельные признаки предмета, а не всю форму в целом. Так, в наборе существует два предмета: ель и ракета, ярко выраженными формами которых является треугольник, но основания ели и ракеты сделаны круглы­ми, дети неправильно относят их к числу круглых.

Третий тип ориентировки — смешанный, меняющийся с зависимости от сложности объекта. Простые предметы дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе слож­ных объектов у них появляется синкретический тип ориен­тировки.

Таблица 2. Уровень развития восприятие формы, величины у младших дошкольников.

 

Ф.И.

ребенка, возраст

Эталон

Всего прав, ответов

%

прямоугольник»

круг»

треугольник»

Ответ

прав.

неправ.

прав.

неправ.

прав.

неправ.

Ира М.

8

0

8

0

8

0

20

90

Оля К.

 

5

5

6

4

4

6

15

50

Надя М.

1

7

3

5

2

6

6

25

Дима С.

2

7

3

5

3

5

8

33

Саша Г.

5

5

6

2

7

1

18

75

           

Вывод

В результате исследования были выявлены следующие группы детей:

- дети с низким уровнем сформированности перцептивных действий идентификации (доэталонная) - 1 чел. (Надя М.);

- дети со средним уровнем сформированности перцептивных действий идентификации - 2 чел. (Оля К., Дима С.), у них преобладает смешанный тип ориентировки;

- дети с высоким уровнем сформированности перцептивных действий идентификации - 2 чел. (Ира М., Саша Г.).

Итак, как показало исследование, к началу дошкольного детства ребенок уже имеет не­который запас представлений о внешних свойствах предметов — иx форме, величине, цвете и использует эти представления в действиях восприятия. Но представления ребенка еще плохо организованы, не расчленены в соответствии с общепринятыми образцами. Поэтому маленькие дошкольники часто оказываются не в состоянии правильно выполнить простейшие задания, требующие использования таких представлений


Дата: 8/5/2017г.
Уникальность текста: 56
Всего содержится листов: 30
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать педагогический опыт по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

49 - Целостный анализ рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша»
94 - Обучение решению задач в начальной школе на уроке математике
103 - Уровень субъективного контроля детей дошкольного возраста
32 - Педагогические условия взаимодействия детского сада с семьей
38 - Методика развития нравственных качеств у детей при общении с природой в группе с задержкой психического развития




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|