Пути коррекции личностных нарушений у дошкольников с ЗПР

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности личностного развития детей дошкольного возраста…5

    1. Изучение личности в дошкольном возрасте……………………………..5
    2. Особенности личностного развития дошкольников с ЗПР…………….14

Выводы по главе 1……………………………………………………………….19

Глава 2. Диагностико-коррекционная работа по личностному развитию дошкольников с ЗПР…………………………………………………………….20

2.1. Методы и средства диагностики личностных особенностей дошкольников с ЗПР………………………………………………………….…20

2.2. Коррекционная программа по формированию позитивных личностных качеств у дошкольников с ЗПР…………………………………………………28

Выводы по главе 2………………………………………………………………41

Заключение………………………………………………………………………42

Список использованной литературы…………………………………………..44

Приложения……………………………………………………………………..46

Исследование особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 307 Красноармейского района г. Волгограда.

Для изучения особенностей личности детей с ЗПР нами был использован тест «Игра в куклы». Мы предлагали ребенку набор кукол (папа, мама, малыш) и старались включить его в игру. Наблюдая за игрой ребенка, мы подмечали, как он разговаривает, какие действия совершает с куклой, присутствуют ли в его действиях элементы агрессии, подавленности и проч. Наблюдая за игрой ребенка можно определить, какой тип отношений сложился в семье, каково место и роль ребенка в семье.

Так, например, в процессе игры, Игорь часто срывался на крик, разыгрывал сцены скандального поведения «отца» в семье. Маша в процессе игры играла только с дочкой и мамой, нежно укладывала девочку, заботилась о ней, что может свидетельствовать, что ребенку не хватает в семье ласки.

Наблюдение за Верой (4 года) в процессе игры с куклой выявило следующее. Кукла у девочки не вызвала никаких положительных радостных эмоций. Ребенок взял игрушку за волосы и стал ее трясти. Кукла воспринималась так же, как и иные игрушки, не вызывая адекватных радостных эмоций, и не воспринималась в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным Ирина так же не проявила заинтересованного эмоционального отношения.

Конечно, неумение пользоваться игрушками объясняется и педагогической запущенностью ребенка.

У значительной части детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия: Ваня Ж. беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: строит и разрушает постройку из кубиков.

Замечено, что Ира К. в процессе игры действовала с игрушками всегда молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии, то тоже характерно для умственно отсталых детей. Обычно дети быстро насыщались игрушками. Так длительность действий некоторых детей не превышало и пяти минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Другой метод психодиагностического исследования – опрос. В практике изучения психики дошкольника используется устный вид опроса, когда ребенку задаются вопросы, связанные с его эмоциональным состоянием, например:

- Тебе хорошо здесь?

- Ты хочешь подружиться с детьми, которые приходят сюда?

- Ты хочешь с ними поиграть?

- Ты любишь играть?

- Тебе хорошо дома?

- Ты любишь свою маму?

- А мама тебя любит?

- Ты любишь папу?

- А папа тебя любит?

- Ты любишь животных?

Метод опроса хорош тем, что позволяет не только изучить эмоционально-волевую сферу ребенка, но и наладить с ним эмоциональный контакт, дать ему почувствовать, что он важен, его мнением интересуются. Данные метод можно проводить в сочетании с другими методами, он достаточно прост. Однако не следует задавать ребенку слишком много вопросов, беседа должна быть непринужденной, доверительной. Сложность данного метода заключается в том, что у многих детей с ЗПР есть трудности с речью. Но даже с детьми не умеющими говорить, необходимо разговаривать, побуждать их к акту общения, давать им понять, что их любят.

На основе опроса была проведена диагностика эмоционального состояния. Каждый положительный ответ оценивался в один балл. Общий вывод представим в таблице.

Таблица 2. Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Имя и возраст ребенка

Общий балл

Вывод о преобладающих эмоциях

1

Ира К.

3

Подавленность

2

Ваня Ж.

4

Замкнутость

3

Петя М.

5

Подавленность, агрессивность

4

Саша Г.

6

Перемены в настроении

5

Вера С.

3

Подавленность

6

Маша М.

8

Положительные эмоции

7

Игорь З.

6

Перемены в настроении

8

Оля П.

4

Эмоции ярко не выражены

9

Анюта Л.

5

Грустное настроение

10

Лена М.

3

Угнетенное

 


Дата: 8/5/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 36
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

60 - Развитие мышления у детей дошкольного возраста
12 - Адаптация ребенка к детскому саду
61 - Мои принципы работы




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|