Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития математических знаний у дошкольников в педагогических исследованиях…………………………….6
Выводы по главе 1………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное изучение математических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр…26
2.1. Изучение уровня математического развития старших дошкольников…26
2.2. Процесс развития математических знаний у старших дошкольников в сюжетно-дидактических играх……………………………………………..…..30
Выводы по главе 1………………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………………………..…….41
.1. Изучение уровня математического развития старших дошкольников
Экспериментальное изучение развития математических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр было проведено в старшей группе ДОУ № 1 г. Знаменска.
Целью эксперимента явилось исследование эффективности использования сюжетно-дидактических игр в развитии математических знаний у старших дошкольников. В эксперименте участвовало 10 детей.
На первом этапе (констатирующем) был определен уровень развития математических знаний детей, на втором этапе (формирующем) был составлен комплекс сюжетно-дидактических игр, способствующие развитию математических знаний у дошкольников и дана оценка эффективности математического развития детей.
В качестве основного метода исследования использовалась диагностика развития различных математических знаний.
Методика 1. «Разложи картинки»
Оборудование: набор цветных картинок (10 цветов). Цель: разложить картинки по группе цветов.
Методика 2. «Какого цвета?»
Определить цвет (10 картинок).
Методика 3. «Сосчитай картинки».
Определить количество картинок в каждой группе.
Методика 4. «Какой формы?»
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических фигур и предметов различных геометрических форм (10 штук). Ребёнок словесно определяет фигуру и форму предмета.
Методика 5 «Расположи по порядку»
Оборудование: набор карточек с изображением елочек различной величины. Цель: расположить елочки в порядке возрастания.
Методика 6 «Чем отличается?».
Оборудование: набор фигурок различной величины и цвета (10 пар). Цель: определение знания отличительных признаков и словесного их обозначения (широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий и пр.).
Методика 7 «Времена года».
Оборудование: картинки с изображением времен года. Цель: расположить картинки по порядку следования времен года и обозначить.
Оценка результатов:
5 баллов - задание выполнено правильно;
4 балла – имеется 1- 2 ошибки;
3 балла – задание выполнено наполовину;
2 балла – правильно выполнено 2-3 действия;
1 балл – правильно выполнено 1 действие;
0 баллов – задание не выполнено.
Анализ результатов исследования развития математических знаний дошкольников представим в виде таблицы.
Таблица 1. Диагностика развития математических представлений у дошкольников
Имя ребенка | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | Общий балл | Вывод об уровне развития |
Оля С. | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 30 | высокий |
Маша К. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 23 | средний |
Даша В. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 19 | средний |
Вова П. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 | средний |
Игорь В. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 | средний |
Слава К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 | низкий |
Вера С. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 23 | средний |
Ира Ч. | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 32 | высокий |
Света М. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | низкий |
Денис Д. | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 22 | средний |
Вывод об уровне развития математических знаний:
0-15 баллов – низкий;
16-24 баллов – средний;
25-35 баллов – высокий.
В процессе исследования были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития (2 человека 20 %). Эти дети легко оперируют свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10; знают основные геометрические фигуры, названия цветов; устанавливают связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Дети легко оперируют такими понятиями как «число», «форма», «больше», «меньше», «высокий», «низкий», знают времена года и их последовательность.
- дети со средним уровнем развития (6 человек – 60 %). Эти дети в целом
различают, называют, обобщают предметы по выделенным свойствам. Могут выполнять действия по группировке, обобщать группы предметов по количеству (числу), размеру, считают в пределе 4-7, знают основные цвета, но затрудняются в названии их оттенков; могут назвать 3-4 геометрические фигуры. Однако, многие из них затрудняется в высказываниях, не употребляют таких понятий как «узкий», «длинный», «высокий».
- дети с низким уровнем развития (2 человека 20 %). Эти дети лишь в некоторых случаях различают предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности, пользуются числами в пределах 3-5, допускают ошибки. Выполняя игровые практические действия в определенной последовательности, не устанавливает связи между действиями, испытывают затруднения в определении цвета, формы предмета.
Таким образом, в результате проведенной диагностики была обусловлена необходимость целенаправленного развития математических представлений у дошкольников.