Развитие у дошкольников математических знаний в процессе сюжетно-дидактических игр

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития математических знаний у дошкольников в педагогических исследованиях…………………………….6

  1. 1. Проблема развития математических знаний у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..6
  2. 2. Роль игровой деятельности в приобретении дошкольниками математических знаний и представлений……………………………....12
  3. 3. Особенности развития и формирования математических знаний в процессе сюжетно-дидактических игр в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………...17

Выводы по главе 1………………………………………………………………25

Глава 2. Экспериментальное изучение математических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр…26

2.1. Изучение уровня математического развития старших дошкольников…26

2.2. Процесс развития математических знаний у старших дошкольников в сюжетно-дидактических играх……………………………………………..…..30

Выводы по главе 1………………………………………………………………38

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованной литературы……………………………………..…….41

.1. Изучение уровня математического развития старших дошкольников

Экспериментальное изучение развития математических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-дидактических игр было проведено в старшей группе ДОУ № 1 г. Знаменска.

Целью эксперимента явилось исследование эффективности использования сюжетно-дидактических игр в развитии математических знаний у старших дошкольников. В эксперименте участвовало 10 детей.

На первом этапе (констатирующем) был определен уровень развития математических знаний детей, на втором этапе (формирующем) был составлен комплекс сюжетно-дидактических игр, способствующие развитию математических знаний у дошкольников и дана оценка эффективности математического развития детей.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика развития различных математических знаний.

Методика 1. «Разложи картинки»

Оборудование: набор цветных картинок (10 цветов). Цель: разложить картинки по группе цветов.

Методика 2. «Какого цвета?»

Определить цвет (10 картинок).

Методика 3. «Сосчитай картинки».

Определить количество картинок в каждой группе.

Методика 4. «Какой формы?»

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических фигур и предметов различных геометрических форм (10 штук). Ребёнок словесно определяет фигуру и форму предмета.

Методика 5 «Расположи по порядку»

Оборудование: набор карточек с изображением елочек различной величины. Цель: расположить елочки в порядке возрастания.

Методика 6 «Чем отличается?».

Оборудование: набор фигурок различной величины и цвета (10 пар). Цель: определение знания отличительных признаков и словесного их обозначения (широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий и пр.).

Методика 7 «Времена года».

Оборудование: картинки с изображением времен года. Цель: расположить картинки по порядку следования времен года и обозначить.

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполнено правильно;

4 балла – имеется 1- 2 ошибки;

3 балла – задание выполнено наполовину;

2 балла – правильно выполнено 2-3 действия;

1 балл – правильно выполнено 1 действие;

0 баллов – задание не выполнено.

Анализ результатов исследования развития математических знаний дошкольников представим в виде таблицы.

Таблица 1. Диагностика развития математических представлений у дошкольников

Имя ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Общий балл

Вывод об уровне развития

Оля С.

4

5

4

4

5

4

4

30

высокий

Маша К.

3

3

3

4

4

3

3

23

средний

Даша В.

2

2

3

3

3

3

3

19

средний

Вова П.

3

4

3

3

3

3

3

22

средний

Игорь В.

3

4

3

3

3

3

3

22

средний

Слава К.

2

1

2

2

2

2

2

13

низкий

Вера С.

3

4

3

4

3

3

3

23

средний

Ира Ч.

4

5

4

4

5

5

5

32

высокий

Света М.

3

1

2

2

2

2

2

14

низкий

Денис Д.

2

3

4

3

3

4

3

22

средний

Вывод об уровне развития математических знаний:

0-15 баллов – низкий;

16-24 баллов – средний;

25-35 баллов – высокий.

В процессе исследования были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития (2 человека 20 %). Эти дети легко оперируют свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10; знают основные геометрические фигуры, названия цветов; устанавливают связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Дети легко оперируют такими понятиями как «число», «форма», «больше», «меньше», «высокий», «низкий», знают времена года и их последовательность.

- дети со средним уровнем развития (6 человек – 60 %). Эти дети в целом

различают, называют, обобщают предметы по выделенным свойствам. Могут выполнять действия по группировке, обобщать группы предметов по количеству (числу), размеру, считают в пределе 4-7, знают основные цвета, но затрудняются в названии их оттенков; могут назвать 3-4 геометрические фигуры. Однако, многие из них затрудняется в высказываниях, не употребляют таких понятий как «узкий», «длинный», «высокий».

- дети с низким уровнем развития (2 человека 20 %). Эти дети лишь в некоторых случаях различают предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности, пользуются числами в пределах 3-5, допускают ошибки. Выполняя игровые практические действия в определенной последовательности, не устанавливает связи между действиями, испытывают затруднения в определении цвета, формы предмета.

Таким образом, в результате проведенной диагностики была обусловлена необходимость целенаправленного развития математических представлений у дошкольников.


Дата: 8/5/2017г.
Уникальность текста: 34
Всего содержится листов: 37
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

45 - Психодиагностика мотивации занятия спортом у дошкольников
76 - Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности
81 - Психологическое консультирование женщин в ситуации развода
74 - Тайм-менеджмент в современном управлении
112 - Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением
57 - Педагогический совет как форма делового совещания




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|