Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (теория)

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретическое обоснование отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста……………………….……………………….…6

1.1. Психологические особенности личности и деятельности младшего школьника………….………………………………………………………......…6

1.2. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения …....15

Заключение…………………………………………………………………….....22

Список использованной литературы…………………………………………...23

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране.

Родители, педагоги, психологи, медики, работники полиции и другие лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет - зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Большой вклад в изучение проблем девиантного поведения детей и подростков внесли следующие исследователи: В. Д. Менделевич, В. А.Петровский, В.С. Битенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский, И.А. Горьковская, М. М.Плоткин, В. И. Ширинский, А.В. Терентьева, В.Н. Кудрявцев и др.

В работах таких исследователей, как Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь «Очерки по психологии аномального развития личности» [3], В. А. Никитина «Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения» [2], А. И. Ковалева «Социология личности: норма и отклонение» [7], В. Г. Кондрашенко «Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты» [8], В. Т. Кондрашенко, С. А.Игумнов «Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция» [9] подробно изучены медицинские и социальные причины девиантного поведения, формы проявления девиаций у детей и подростков, меры профилактики, включающие медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Большое значение имеет практическое изучение девиантного поведения и различных его проявлений.

Объект данного исследования – дети младшего школьного возраста, проявляющие девиантное поведение.

Предмет исследования – процесс проявления девиаций у детей младшего школьного возраста.

Цель данного исследования – выявление социально-психологических факторов отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психологические особенности личности и деятельности младшего школьника;
  2. Исследовать социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

Структура исследования включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

1.1. Психологические особенности личности и деятельности младшего школьника

Поступление ребенка в школу приводит к возникновению новых социально-психологических особенностей.

Младший школьный возраст (7-8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства. В этот период происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется его воля, потребности, мотивы, деятельность, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды. Наиболее существенной чертой кризиса 7-лет можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка [15,29].

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится симптом «потери непосредственности» (Л.С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это – внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет [12,23].

При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков.

Как указывала Л.И. Божович, переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Причем внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание и иной характер, чем в дошкольном возрасте: она, прежде всего, связана с его учением и учебными делами.

Одна из генеральных потребностей детства — стать взрослым — у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником, получить признание окружающих именно в этом качестве.

Удовлетворить потребность быть хорошим учеником ребенок может только в учебной деятельности, но эта деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности. Она, как отмечает Л. Ф. Обухова, поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, понимания того, «чем я был и чем стал». Вот почему учебная деятельность становится в этот период жизни ведущей. Но, к сожалению, она не всегда «ведет» ребенка к совершенствованию.


Дата: 12/5/2017г.
Уникальность текста: 25
Всего содержится листов: 24
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

58 - Анализ предметно-игровой среды в младшей группе.
158 - Влияние народных подвижных игр на всестороннее развития детей
72 - Анализ социального развития организации
94 - Обучение решению задач в начальной школе на уроке математике




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|