Цель практики:
знакомство с коррекционно-развивающим аспектом работы школьного психолога, формирование навыков и умений коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
План практики:
День | Содержание |
1 день | Знакомство с коррекционно-развивающим блоком плана работы школьного психолога |
2 день | Изучение материала для коррекционно-развивающих занятий, имеющийся в кабинете психолога, ведение документации при осуществлении коррекции |
3 день | Проведение коррекционно-развивающих занятий по вниманию и памяти |
4 день | Проведение коррекционно-развивающих занятий по мышлению |
5 день | Проведение коррекционно-развивающих занятий по воображению |
6 день | Обсуждение проведенных занятий с психологом и групповым руководителем |
1 день Знакомство с коррекционно-развивающим блоком плана работы школьного психолога
Школьный психолог в проведении коррекционно-развивающей работы руководствуется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения в средней школе.
Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решить задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольного учреждения и школы.
Деятельность классов коррекционного обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
Цель организации указанных классов – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго предопределяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Система работы в классах коррекционо-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Школьный психолог осуществляет целенаправленную работу по формированию общих способностей к учению, коррекции недостатков развития детей в этих классах.
Школьный психолог работает с детmvb, испытывающими трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявление легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
В задачи психолога входят:
Основными задачами школьного психолога являются: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение уровня их умственного развития, нормализация учебной деятельности, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация.
Для учащихся первых классов психологом разработана программа по адаптации детей к школьному обучению.
Цель данной программы - максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической готовности к обучению в школе.