Педагогические условия формирования эмпатии у дошкольников при использовании методики психо-коррекционных занятий

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение……………………………..………………………………………….…3

Глава 1. Формирование эмпатии дошкольников как психолого-педагогическая проблема……..………………………………………………......5

1.1. Понятие и сущность эмпатии……..……………………………………..…..5

1.2. Особенности формирования эмпатии у дошкольников…………….……10

Вывод по главе 1…………………………………………………………………16

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования эмпатии у дошкольников при использовании методики психо-коррекционных занятий…………………………………………………………………………....17

2.1. Диагностика развития эмпатии у дошкольников………………………....17

2.2. Методика психо-коррекционных занятий………………………………....21

2.3. Динамика развития эмпатии у дошкольников…………………………….29

Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..31

Заключение…………………..………………………..………………………….32

Список использованной литературы………………………………………...…34

Приложение…………………………………………………………………..….36

2.1. Диагностика развития эмпатии у дошкольников

Экспериментальное исследование особенностей формирования эмпатии у дошкольников было проведено в старшей группе ДОУ № 270 города Волгограда.

На базе дошкольного образовательного учреждения города Волгограда на протяжении 2 месяцев проводился педагогический эксперимент, в котором участвовало 10 детей дошкольного возраста.

Цель данного экспериментазаключалась в следующем:

  1. Оценить уровень эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих развитие эмпатии детей дошкольного возраста;
  3. Разработать и экспериментально апробировать методику психо-коррекционных занятий, направленных на развития эмпатии у дошкольников;

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: психологическое тестирование, педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа.

На первом этапе (констатирующем) исследовался уровень сформированности эмпатии.

На втором этапе проводилось развитие эмпатии у детей с использованием разработанных психо-коррекционных занятий.

На третьем этапе было проведено контрольное тестирование и подведены итоги формирования эмпатии у старших дошкольников.

При определении уровня развития эмпатии использовались тесты, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.)

Тест №1: «Определение эмпатии» (эмоциональной восприимчивости).

Эмпатия у дошкольниковМатериал: 1). Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, восторг, недовольство, удивление).

2) Карточки с реалистическим изображением лица (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, восторг, недовольство, удивление).

Испытуемому предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. Такую же работу проводим и во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.

Оценка результатов: за каждую правильно оцененную эмоцию ребенок получал 1 балл. Максимальное количество набранных баллов в каждой серии - 10. Чем больше определил выражений ребенок, тем выше его эмоциональная восприимчивость.

Тест 2. Умение сочувствовать. Испытуемым показывались 10 картинок и изображенными ситуациями (Мальчик с костылями, над которым смеются другие дети; мальчик разбивший песочный домик девочки; девочка, упавшая в лужу и дети, смеющиеся над ней; мальчик помогающий старушке перейти через дорогу; мальчик в окне, дразнящий девочку; мальчик, сломавший ветку; мальчик, жалеющий раненую собаку; мальчик разбивший вазу и плачущий, больная девочка в постели у окна, за которым играют дети; мальчик защищающий девочку от хулиганов) и предлагалось ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует мальчик? Девочка? Кого тебе жалко?».

Оценка результатов: за каждое правильное определение чувств другого, проявление сочувствия ребенок правильно ребенок получал 1 балл. Максимальное количество набранных баллов 10.

Анализ результатов диагностики развития эмпатии у дошкольников

Анализ результатов диагностики развития эмпатии у дошкольников дан в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников

 

 

Имя

Методика №1

 

Методика № 2

Вывод

1

2

1

Алла Б.

6

6

9

 

Высокий

2

 

Игорь К.

6

5

6

Средний

 

3

 

Марина М.

6

5

 

6

Средний

 

4

 

Дима В.

5

5

 

6

 

Средний

 

5

 

Женя Е.

3

 

1

 

3

Низкий

 

6

 

Витя С.

2

1

3

Низкий

7

 

Света О.

2

2

3

Низкий

8

 

Сережа К.

4

3

6

Средний

9

 

Соня Ч.

4

3

5

Средний

10

 

Ира П.

3

1

4

Низкий

 

В результате диагностики развития эмпатии у дошкольников были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития эмпатии ( 1 человек – 10%). Алла способна понять чувства другого и соотносить свое поведение с желаниями других, она никогда не обидит товарища, активно вмешивается, когда кто-то из детей кого-либо обижает.

- дети со средним уровнем развития эмпатии (5 человек – 50%). Дошкольники смогли определить лишь наиболее распространенные эмоции (радость, грусть), в большинстве случаев проявляли сочувствие. Эти дети ведут себя спокойно и сдержанно, способны сочувствовать, переживать, они не обижают других детей, но и не заступаются за других.

- дети с низким уровнем развития эмпатии (4 человека – 40%). Эти дети с трудом определяли эмоции другого, не умели сочувствовать, часто бывали агрессивны, могли участвовать в драках, обижали товарищей. Витя С. не мог играть в коллективе, мешал другим детям, забирал игрушки. Витя и Женя однажды пинали ногами игрушечного зайчика. Света О. могла ударить девочку, оскорбить, а когда мы взывали к жалости, отвечала: «Так ей и надо».

К высокому уровню развития эмпатии следует относить детей с большой эмоциональной восприимчивостью, живо откликающихся на беду другого, умеющих сочувствовать и сопереживать, не мирящихся с несправедливостью, активно проявляющих сострадание, желание помочь.

Таким образом, большое количество детей с низким и средним уровнем развития эмпатии, неумение детей сочувствовать, сопереживать, мирно сосуществовать в коллективе вызвали необходимость разработки специальной методики по формированию у детей сочувствия, сопереживания.

Нужна работа по педагогике? Напиши автору этого сайта.


Дата: 27/5/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 39
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

163 - Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|