Влияние внутрисемейных отношений на нравственное становление ребенка дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа (без проверки на плагиат скидка 50 %)

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния семейных отношений на нравственное развитие дошкольника

Понятие и задачи нравственного воспитания

Нравственное курсовая скачатьВ истории человечества важнейшей составной частью воспитания новых поколений людей было и остается сейчас нравственное воспитание. Воспитание человека, способного сделать выбор между добром и злом, жить в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и принципами, было и является предметом размышлений не только ученых-педагогов, но и прогрессивных общественных деятелей всего мира.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [15,15].

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой» [16,35].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ­ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

В русской педагогике всегда ценились такие качества, как сострадание, жалость, а нравственное возрождение общества виделось через веру в любовь, милосердие, понимание. В развитие этой проблемы педагогики внесли большой вклад П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий.

Русские педагоги строили свои концепции воспитания на принципах нравственности и гуманизма, на особом отношение к человеку, развивали культуру любви и милосердия и видели в таком воспитании великую силу совершенствования личности.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [16,32].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [1,21].

К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …»[33,47].

По мнению К. Д. Ушинского, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [33,46].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [15,31].

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта» [16,45].

По мнению В.А. Сухомлинского, необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [28,64]. Как отмечает педагог, «никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [28,65].

В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [28,65].

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности», - писал В.А. Сухомлинский [28,67].

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [6,123].

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [14,21].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, занятиях), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3,28].

1.2. Специфика нравственного развития личности дошкольника

Развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного возраста, с центральной психической функцией возраста, с определенным центральным психологическим новообразованием и с определенной ведущей деятельностью.

Как известно, дошкольный возраст - возраст интенсивного развития личности ребенка.

Дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсональных отношений во внутреннюю мотивационную структуру [26,53].

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека [32,64].

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

- в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

- в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

- в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности [32,34].

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. Основные факторы психического развития ребенка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности.

Каковы же основные психологические изменения, которые происходят в развитии ребенка на протяжении дошкольного возраста?

В обобщенном виде можно сказать, что в дошкольном возрасте:

- возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

- ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

- сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

- ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения [21,67].

Д Б Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей.

1.3. Роль внутрисемейных отношений в нравственном развитии ребенка дошкольного возраста

На становление нравственности дошкольника огромное влияние оказывает нравственное поведение и взаимоотношения всех членов семьи. Помните сказку Л.Н. Толстого, когда старого деда сажали обедать отдельно из-за того что он был настолько стар и неловок, что родители стеснялись его кормить за общим столом? А потом дети отразили этот сюжет в игре и родители поняли, как безнравственно они поступили. Дети перенимают все: манеру общения, отношения к старикам, родителям. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство [9,21].

Только в семье человек получает неоценимую эмоциональную поддержку со стороны второй половины, детей, родителей; чувство комфорта и благополучия. Именно в семье в трудную минуту человек ищет и чаще всего находит поддержку, тепло и понимание.

Под стилем семейного воспитания понимают наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Американский психолог Диана Бомринд выделяет 4 основных стиля родительского поведения и анализирует их влияние на ребенка [37,56].

 

Стиль поведения

Характе­ристики

Влияние на нравственное развитие детей

Автори­тетный

Высокий уровень контроля. Теплые отношения

В таких семьях поддерживается высоконравственное поведение детей - не укради, сказал - сделал и т.п. Дети вырастают высоконравственными личностями. Родители признают растущую автономию своих детей. Отношения строятся на доверии. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо.  Обладают разумной верой в себя и собственные силы.

Автори­тарный

Высокий уровень контроля. Холодные отношения

Пропагандируются внешние нормы морали. Родители чаще всего следуют нормам морали поверхностно, не учитывая ситуацию и точку зрения ребенка. Чувства детей подавляются. Если  драться плохо - значит это всегда плохо и  вступать в драку детям нельзя.  Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либе­ральный

Низкий уровень контроля. Теплые отношения

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Безусловная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы. Родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети могут вести себя безнравственно в зависимости от ситуации. В некоторых случаях дети становятся высоконравственными личностями.. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, допускают нарушение моральных норм.

Безразлич­ный

Низкий уровень контроля. Холодные отношения

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, не учат их нравсвенному поведению. Безразличны к собственным детям. Закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Поведение ребенка формируется за счет других факторов (генетика, улица, школа и т.п.)

В зависимости от стиля родительского поведения может формироваться то или иное поведение ребенка дошкольного возраста.

Теоретическая часть дипломной работы без проверки на плагиат стоит на 50% дешевле. Внимательно указывайте ваши параметры при заказе диплома.

 


Дата: 1/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 38
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Дипломную работу (без проверки на плагиат скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

244 - Особенности математического развития детей подготовительной к школе группы
246 - Нужно ли знать язык, знакомясь с иностранцами?
256 - Роль общения и речи в психическом и личностном развитии человека
268 - Индивидуальный план работы по производственной практике ПМ 02. «Организация различных видов деятельности и общения».
150 - Контрольная работа по психологии, вариант 3
228 - Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
75 - Роль занятий эстетического цикла в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|