Творческое рассказывание как средство развития воображения детей дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

Творческое рассказываниеГлава 1. Роль творческого рассказывания в развитии воображения дошкольников…………………………………………….…………………..…..5

1.1. Понятие и особенности развития воображения………………….……......5

1.2. Развитие воображения дошкольников в процессе творческого рассказывания ……………………………………………...……………………11

Вывод……………………………………………………………………………..16

Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников в процессе творческого рассказывания ….…………………...17

2.1. Анализ развития творческого воображения дошкольников…………......17

2.2. Методика развития творческого воображения дошкольников средствами творческого рассказывания……………..……………………………………....20

Вывод……………………………………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………….....31

Введение

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении.

Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию воображения дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Цель исследованияизучение особенностей развития воображения детей дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия «воображение»;
  2. Изучить роль творческого рассказывания в развитии воображения дошкольников;
  3. Исследовать особенности развития творческого воображения дошкольников средствами творческого рассказывания;

База исследования: ДОУ № 367 г. Волгограда.

Глава 1. Роль творческого рассказывания в развитии воображения дошкольников

1.1. Понятие и особенности развития воображения

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики [7,34].

В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

В российской психологической науке основные направления изучения воображения были заложены Л.С.Выготским и развиты в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, О.М.Дьяченко [12,19].

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2,78]. «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [10,123].

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [7,68]. «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

1.2. Развитие воображения дошкольников в процессе творческого рассказывания

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем [13,21].

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «творческий рассказ» можно принять за основу мнения, что это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором структуры (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), соответствующим языковым оформлением (лексико-грамматические, синтаксические и эмоционально-выразительные средства) и использованием собственного опыта, привнесением новых, необычных для восприятия собеседника моментов (творческий компонент) (С.К.Алексиева, А.М.Бородич, Л.В.Ворошнина, В.П.Глухов, А.М.Дементьева, Э.П.Короткова, О.С.Ушакова и др.).

Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников в процессе творческого рассказывания

2.1. Анализ развития творческого воображения дошкольников

Экспериментальное исследование развития творческого воображения проводилось в старшей группе детского сада ДОУ № 367 города Волгограда.

Было обследовано 10 детей.

С целью изучения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики:

Методика «Составь рассказ по картине»

Для составления рассказа предлагалась картинка «Два козленка» из книги Н.Радлова «Рассказы в картинках» (См. Приложение)

Инструкция: «Посмотри внимательно на картину? Что ты видишь? Кто изображен на картине? Что они делают? Составь рассказ по картине».

Анализ результатов:

3 – рассказ составлен, полон, развернут;

2 – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов педагога;

1 – ребенок описывает лишь отдельные элементы картины;

0 – ребенок затрудняется в описании картины.

Методика «Расскажи сказку».

Детям предлагается придумать и рассказать сказку, используя набор сказочных персонажей (волк, лиса, дед, бабка, петушок, Змей Горыныч).

Анализ результатов:

3 балла – сказка придумана по законам сказки, сюжет развернут, последовательно излагаются события, задействованы все персонажи.

2 балла – сюжет достаточно развернут, но не окончен, персонажи задействованы не все, события излагаются не последовательно.

1 балл – сюжет схематичен, переданы лишь некоторые действия героев.

0 балл – ребенок не смог справиться с заданием.

Результаты диагностики развития воображения по трем методикам представим в виде таблицы.

Выводы об уровне развития:

9-7 баллов - высокий.

4-6 баллов - средний.

0-3 балл - низкий.

Таблица 1.

Развитие воображения у дошкольников в процесс творческого рассказывания

Имя ребенка

Методика 1.

Методика 2.

Вывод об уровне развития

Михаил М.

3

2

средний

Дима К.

2

3

высокий

Игорь Ч.

3

2

высокий

Роман М.

2

2

средний

Вася Ш.

1

1

низкий

Оля В.

2

3

средний

Мария К.

2

2

средний

Алла М.

3

2

высокий

Женя С.

1

1

низкий

Даша М.

2

2

средний

 

Итак, в процессе исследования были выявлены следующие группы детей:

- с высоким уровнем развития воображения (30%). Детей данной группы отличает творческое воображение и фантазия, их рассказы были оригинальны, а в некоторых случаях даже юмористичны.

- со средним уровнем развития воображения (50%). Дети данной группы в целом смогли составить рассказы и сказки, однако данные рассказы не отличались оригинальностью.

- с низким уровнем развития воображения (20%). Дети данной группы не смогли составить законченный рассказ.

Таким образом, большое количество детей с низким и средним уровнем развития воображения обусловили проведение дальнейшей работы по обучению дошкольников творческому рассказыванию.

 

 

2.2. Методика развития творческого воображения дошкольников средствами творческого рассказывания

Для обучения дошкольников творческому рассказыванию очень хорошо подходит книга Н.Радлова «Рассказы в картинках». На примере иллюстраций из данной книги можно обучать детей составлению рассказов, развивать их творческое воображение, чувство юмора.

С целью развитие воображения дошкольников средствами творческого рассказывания были использованы два типа рассказов:

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

— фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

— описание как раскрытие заданной темы;

— развернутое описание конкретного объекта;

— словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы.

Виды рассказов:

— фантастическое преобразование содержания;

— рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Обучение творческому рассказываю дошкольников проводилось с использованием картин.

Общие требования к организации работы с картиной.

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Рассмотрим игровые приемы обучения детей творческому рассказыванию на примере картины «Собака со щенками»:

1. Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава.

Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.

Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.

Заказать оригинальную работу (до 85% авторства) можно у автора, педагога.


Дата: 12/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 38
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

161 - Творческие игры в развитии воображения детей
224 - Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков как средство повышения самостоятельности ребенка
9 - Контрольная работа по психологии




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|