Изучение читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов

Название предмета: литература
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

В. Нестайко. Приключения робинзона КукурузоЧто читать на каникулах?

Как правило, на лето учителя задают огромный список литературы, который необходимо прочитать учащимся за время каникул. Этот список не отличается оригинальностью. Один мой ученик был возмущен, когда ему пришлось читать комедию "Недоросль". Он не понял, а что в ней смешного? Многие учащиеся и не знают, что можно прочитать интересного. А моя любимая книга детства: "Приключения робинзона Кукурузо" Всеволода Нестайко. Да, есть "Приключения робинона Крузо". Но это не то. Наша книга про двух школьников. Когда я ее читала, у меня живот надрывался от смеха. Представляете, дети задумали прокопать метро под свинарником, в результате этого свинья провалилась в яму. А потом они заблудились в кукурузе и, чтобы выбраться, им пришлось лезть на самую толстую кукурузу. Кукуруза сломалась. Смешно? А знаете как они учили правила по русскому языку? А вы что посоветуете почитать вашим детям? Какие у вас любимые книги были? 

Чтобы заинтересовать ребенка книгой, расскажите увлекательный сюжет, вызовите интерес. Ведь столько замечательных книг осталось за пределами школьной программы! Далее прилагается курсовая работа по развитию у учащихся читательских интересов. Вы можете заказать авторский текст для вашей курсовой или диплома у педагога.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема изучения читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов……………………………………….6

    1. Понятие читательского интереса…………………………………………6
  1. Методы изучения читательских интересов и художественных предпочтений учащихся……………………………………………………..…14

Выводы по главе 1………………………………………………………………19

Глава 2. Практическое исследование читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов………………….20

2.1. Диагностика читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов……………………………………………………...20

2.2. Методы и приемы формирования читательских интересов и художественных предпочтений учащихся средних классов….……………..24

Выводы по главе 2………………………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы………………………………………..…35

Приложение……………………………………………………………………...37

Введение

На современном этапе в России происходит пересмотр содержания литературного образования как в русской, так и в национальной школе.

В центр новой образовательной парадигмы поставлена личность, мыслящая, духовно богатая, сознающая уникальность своего бытия, гуманистически ориентированная, способная к свободному выбору и ответственности за него. Современная российская школа призвана обеспечить развитие и воспитание такой личности, а литературе в этом принадлежит ведущая роль. Именно литература обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь.

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

Чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.

Однако, несмотря на то, что значение чтения никогда никем не оспаривалось, в настоящее время приходится признать, что интерес к нему со стороны учащихся несколько снизился.

Это явление имеет свое объяснение, характерное для всего общества: засилье информационного поля школьников различными видами современной технологии, в особенности - телевидением и компьютеризацией. Среди причин падения интереса к чтению можно назвать и другие: недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта школьников.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - писал А. Н. Толстой.

И действительно, что в настоящее время особенно остро встает вопрос о формировании читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения.

Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Проблема детского чтения, роли художественного произведения в воспитании мировоззрения подрастающего поколения, формирования нравственных идеалов личности на материале лучших образцов мировой литературы рассматривалась во многих педагогических исследованиях как в прошлом, так и в современном обществе.

Различным аспектам изучения читательских интересов посвящены многие труды известных педагогов, психологов и методистов: Л.А.Беленькой, О.Ю.Богдановой, Л.С.Выготского, Н.Ф.Добрынина, Е.В.Квятковского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Маранцмана, Т.Д.Полозовой, В.П.Полухиной, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Умнова, Г.И.Щукиной и др.

Объект исследования - читательские интересы учащихся.

Предмет исследования – процесс формирования читательских интересов.

Цель исследования - изучение читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа теоретических исследований раскрыть понятие читательского интереса;
  2. Рассмотреть методы изучения читательских интересов и художественных предпочтений учащихся;
  3. Практически исследовать читательские интересы и художественные предпочтения учащихся средних классов;
  4. Выявить методы и приемы формирования читательских интересов и художественных предпочтений учащихся средних классов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования читательских интересов учащихся средних классов протекает эффективно при реализации следующих педагогических и методических условий:

- учета национальных и возрастных особенностей учащихся, а также их духовных потребностей и интересов;

- привлечения материалов межпредметных связей с родной литературой и культурой;

- использования на уроках литературы материалов смежных видов искусства (музыка, изо, живопись);

способствующих глубокому раскрытию идейно-художественного своеобразия произведения;

- развития навыков и умений самостоятельной творческой деятельности учащихся.

 

Глава 1. Проблема изучения читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов

  1. 1.Понятие читательского интереса

Теоретические основы интереса рассматриваются в работах многих ученых-исследователей в области психологии и педагогики (Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Ананьин, Л.А.Гордон, В.Н.Мясищев, Н. Д. Левитов, М.П.Беляев, В.Г.Ананьев, Г.И.Щукина, А.К.Маркова, В.Н.Липник и др.).

Интерес, как подчеркивает А.К.Маркова, - сложное личностное образование. В педагогике и психологии нет единого устоявшегося мнения о природе интереса, как нет и единого определения этого феномена. Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок, в работах одних исследователей интерес рассматривается в русле направленности личности, связывается с ее деятельностью (Н.Ф.Добрынин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Другие определяют интерес как познавательное отношение к окружающей действительности (А.П.Архипов, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев и др.). Третьи склоняются к отождествлению интереса с эмоциональным состоянием субъекта (М.М.Рубинштейн, Ю.В.Шаров). Плодотворна тенденция рассмотрения данной категории в тесной связи с различными сторонами процесса формирования личности, которая способствует ее ориентировке в окружающем мире (В.Г.Бондаревский, В.Н.Липник, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукина, Ю.В.Шаров и др.)[13,45].

Исходя из природы интереса, педагоги и психологи (М.Ф.Беляев, Л.А.Гордон, А.Н.Ковалев, Н.Г.Морозова, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, Ю.В.Шаров и др.) классифицируют интересы следующим образом:

- по предметной направленности (познавательные, художественные, читательские и др.);

- по степени сформированности (аморфные, стержневые);

- по объему (широкие, узкие);

- по степени устойчивости (устойчивые, неустойчивые);

- по силе (пассивные, активные, глубокие, поверхностные);

- а также непосредственные и опосредованные интересы.

Ценно стремление современной науки рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей.

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- и, наконец, как особое избирательное (но не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [21,45].

1.2. Методы изучения читательских интересов и художественных предпочтений учащихся

Изучение интересов - одна из актуальных задач психолого-педагогических исследований личности учащихся. И это бесспорно, так как интересы, с одной стороны, выступают в роли мотивов, которые побуждают учащихся к приобретению знаний, умений и навыков и потому являются средствами обучения и воспитания; с другой стороны, интересы - «движущие линии», по которым развивается личность учащегося. В этом плане они становятся предметом пристального внимания со стороны исследователей. Особой и важной формой интересов являются читательские интересы учащихся, поэтому их можно рассматривать как интерес к произведениям художественной литературы и литературе как учебному предмету [22,25].

Педагогу необходимо иметь представление о читательских интересах учащихся. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы.

Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников?

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

Глава 2. Практическое исследование читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов

2.1. Диагностика читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов

Исследование читательских интересов и художественных предпочтений учеников средних классов было проведено на базе школы № 120 города Волгограда.

С целью диагностики читательских интересов и художественных предпочтений среди учащихся 7 класса было проведено анкетирование.

Анкета включала следующие вопросы:

  1. Ты любишь читать?
  2. О чем ты любишь читать?
  3. Какое произведение тебе особенно понравилось?
  4. Что ты прочитал за последнее время?
  5. Нравятся ли тебе уроки литературы?
  6. Интересны ли тебе уроки внеклассного чтения?
  7. Ходишь ли ты в библиотеку?
  8. Какую бы книгу ты посоветовал прочитать своему другу?
  9. От кого ты узнаешь об интересных книгах?
  10. Если бы ты был писателем, то о чем бы ты написал?

В анкете приняло участие 20 человек. Дадим анализ анкет учащихся.

На вопрос: «Ты любишь читать?» были получены следующие ответы:

- да – 10 человек;

- нет – 8 человек;

- иногда – 2 человека;

На вопрос: «О чем ты любишь читать?» были получены следующие ответы:

- фантастику – 7 человек;

- приключения – 6 человек;

- про школу – 5 человек;

- про животных – 1 человек;

- про войну – 1 человек;

На вопрос: «Какое произведение тебе особенно понравилось?» 12 человек назвали произведения, не входящие в школьную программу, 5 человек назвали программные произведения, 3 человека затруднились с ответом.

2.2. Методы и приемы формирования читательских интересов и художественных предпочтений учащихся средних классов

Формирование читательских интересов учащихся средних классов предполагает методическую систему, созданную на основе учета специфики восприятия художественного текста, т.е. знания индивидуальных, психологических, возрастных особенностей развития учащихся среднего подросткового возраста.

Рассмотрим опыт работы педагогов школы по формированию читательских интересов учащихся.

Цель уроков литературы – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Основными задачами своей педагоги считают:

Ребенка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе.

Основная мысль, которую пытаются донести педагоги до родителей: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Помочь как в этих вопросах, так и в общей ориентации в проблемах воспитания, призваны ежегодные «Заметки психологов родителям» одного из учителей словесников. В них педагог старается обобщить ответы психологов, педагогов на часто задаваемые на родительских собраниях вопросы. В начале и конце учебного года другой учитель-словесник пишет «Письмо моему ученику» (для совместного с родителями чтения). В этих “письмах” он пытается обратиться к чувствам своих учеников и раскрыть сущность нескольких проблем, которые им предстоит осознать и разрешить каждому для себя в своем взрослении.

На уроках литературы учителя создают условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого для каждого ребенка.


Дата: 24/8/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету литература


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

106 - История возникновения дополнительного образования
256 - Роль общения и речи в психическом и личностном развитии человека
171 - Изучение вопросов конституционного права в 10-11 классах
82 - Психологическое консультирование с использованием ассоциативных метафорических карт




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|