Использование кейс-технологий при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Название предмета: методика преподавания
Категория: курсовая работа

Содержание

Введение………………..………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс-технологии в образовательном процессе ………………………………………………………6

    1. Понятие кейс-технологии и особенности их классификации.…...6
    2. Использование кейс-метода на уроках литературы..……………11

Выводы по I главе…………………………………………………….…19

Глава 2. Методические аспекты использования кейс-технологий на уроках литературы при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………………………………………………………...20

2.1. Разработка урока литературы в десятом классе по теме «Как теории героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» перекликаются?»…………………………………….………………………….20

2.2. Разработка урока литературы в десятом классе по теме «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского как прозаика» с использованием кейс-технологии………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………..34

Список использованной литературы……………………………………37

 

 

Введение

Сегодня успех образовательного процесса не может быть обеспечен только посредством традиционной передачи знаний. Современные реалии остро ставят вопрос о том, в какой степени выпускники образовательных учреждений способны применять полученные знания в каждой конкретной ситуации. В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность школьников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию поможет одна из перспективных кейс-технология. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя новую информацию. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.

Целью современных уроков литературы должно стать не только формирование мировоззрения и изучение произведений классиков русской словесности, но и развитие умения мыслить, анализировать, находить самостоятельно информацию.

Использование кейс-технологии на уроках литературы вызывает потребность в знаниях, интерес к чтению произведений художественной литературы, самостоятельному изучению творчества писателя, обращению к другим его произведениям. Применение кейс-заданий обеспечивает возможность организации самостоятельных исследований учащихся, развивает их познавательные способности, эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является довольно трудоемким процессом. Прежде всего, роман достаточен по объему, и не всегда школьники знакомы с его содержанием. Поэтому изучение этого произведения представляет определенную трудность. Использование кейс-заданий на уроках литературы должно способствовать полному освоению этого произведения, постижению учащимися его идеи, раскрытию художественных образов.

Проблемы использования кейс-технологий разрабатывали в своих работах Н.А. Волгина, В.Н. Кушмина, О.Н. Калачиковой, Г. С. Колядко, Ю.Г. Олегова, А.Н. Фоламьева, И.В. Гладких.

В исследованиях А.А. Багдасаряна, Б.Д. Габдрахмановой, Н.С. Зырьяновой представлены методические аспекты использования кейс-технологии на уроках и литературы.

Между тем в методической литературе отсутствуют работы, посвященные использованию кейс-технологий при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Данное положение обусловило актуальность выбранной темы.

Объект исследования – процесс использования кейс-технологии на уроках литературы.

Предмет исследования – проблемы реализации кейс-технологии при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.

Цель работы – рассмотреть специфику использования кейс-технологии при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и разработать методические рекомендации по их применению.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотреть понятие кейс-технологии и особенности их классификации;

- выявить особенности использования кейс-метода на уроках литературы;

- осуществить разработку урока литературы в десятом классе по теме «Как теории героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» перекликаются?» с использованием кейс-технологии;

- осуществить разработку урока литературы в десятом классе по теме «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского как прозаика» с использованием кейс-технологии.

Методы исследования: теоретическое изучение литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы в соответствии с темой исследования; анализ, синтез, индукция, дедукция; анализ школьных программ, осмысление собственной педагогической деятельности, анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при проведении уроков литературы в средней школе.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс-технологии в образовательном процессе

    1. Понятие кейс-технологии и особенности их классификации

Для повышения качества образования необходимо использовать новые эффективные технологии и методы, один из них – это кейс-технология.

Родина метода - США. Появившийся в 1870 году, в начале ХХ века он стал использоваться в практике преподавания отдельных дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, а в 80-е годы прошлого века благодаря Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова пришёл в Россию.

Сущность метода, как отмечает Н.С. Зырянова, состоит в том, что «обучающиеся получают пакет заданий, не имеющих точного решения. От работающих над кейсом требуется или определить проблему и пути ее решения, или разработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена» [Зырянова, 2015].

Первоначально кейс-метод применялся только при преподавании дисциплин, связанных с финансами, экономикой, менеджментом. Сегодня его широко используют и в других предметных областях. Применение кейс–метода на уроках литературы делает процесс преподавания более эффективным, так как позволяет вызвать у школьников интерес к изучаемому материалу, развивает их познавательную самостоятельность, творческие способности, эмоционально-волевые качества.

2.2. Разработка урока литературы в десятом классе по теме «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского как прозаика» с использованием кейс-технологии

Урок литературы в десятом классе по теме «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского как прозаика» предполагается провести заключительным.

Для подготовки к уроку школьники выполняют изучение работы М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».

Цель кейс-технологии: помочь учащимся самостоятельно выявить художественное мастерство Ф.М. Достоевского как прозаика».

Выполнение кейса поможет старшеклассникам раскрыть психологические особенности личности главного героя. Задания составлены таким образом, что дают возможность учащимся получить дополнительные знания в области психологии (эмоции, чувства, психологическое состояние, самооценка, рефлексия, темперамент и др.) и психологии человеческих отношений. Ведь именно в старшем школьном возрасте учеников интересует проблема понимания людьми друг друга, особенности межличностных отношений.

Некоторые задания кейса позволяют связать события, описанные в романе, с современной действительностью. Выполнение кейса научит школьников задумываться о таких социальных проблемах, как алкоголизм, нищета, преступность и др.

Кейсы разработаны по каждой части романа. Для выполнения кейса учащимся необходимо иметь текст произведения, словарь по психологии.

Часть 1.

  1. Прочитайте состояние героя. К какому герою относится данная характеристика? Из-за чего возникло данное состояние у героя? Как вы понимаете слово «ипохондрия»? «чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился <…> боялся <…>труслив и забит, <…> он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех».

Ответ. Раскольников. Из-за встречи с хозяйкой квартиры, которой он был должен деньги.

  1. Выпишите все слова, обозначающие эмоциональное состояние Раскольникова. Какое событие способствовало возникновению данного чувства?

«Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей».

Ответ. Визит к старухе-процентщице, в ходе которого он вспоминает свою мысль «Неужели такой ужас мог прийти ко мне в голову?»

  1. Прочитайте отрывок и ответьте, при каких обстоятельствах человеку хочется побыть одному, а при каких он стремится быть в обществе людей? По какой причине Раскольникова потянуло к людям?

«Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной».

Данная работа в Интернет не выкладывалась. Вы можете купить готовую работу у автора. Напишите, указав тему работы. Цена работы - 500 руб.


Дата: 22/7/2020г.
Уникальность текста: 75
Всего содержится листов: 58
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать курсовую работу по предмету методика преподавания


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

25 - Место физкультуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, перспективы)
323 - Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста
186 - Развитие орфографического навыка и речи учащихся посредством развивающих упражнений
194 - Творческое рассказывание как средство развития творческого воображения
175 - Джордж Оруэлл – писатель и публицист




|2017 - 2020 © copyright| |Пользовательское соглашение|