Особенности развития восприятия как познавательного процесса детей дошкольного возраста

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (без проверки на плагиат - скидка 50 %)

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития восприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………..6

    1. Понятие, сущность, свойства, значение восприятия……...……………..6
    2. Развитие восприятия в младшем и раннем возрасте………………..….12
    3. Динамика развития восприятия в дошкольном возрасте.………...........18

Глава 2. Экспериментальное исследование специфики развития восприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………27

2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….27

2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….30

2.3. Контрольный эксперимент……………………………………….………...36

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

Приложение……………………………………………………………………...42

Глава 2. Экспериментальное исследование специфики развития восприятия у детей дошкольного возраста

2.1. Констатирующий эксперимент

Исследование развития восприятия детей проводилось в младшей группе ДОУ № 367 города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек. На протяжении двух месяцев в ДОУ проходил эксперимент. Цель эксперимента: изучение особенностей развития восприятия у детей раннего возраста.

Задачи эксперимента:

- выявить исходный уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста;

- подобрать методы и приемы, направленные на развитие восприятия детей;

- оценить эффективность используемых методов.

Были отобраны 5 детей для проведения эксперимента.

План эксперимента:

Восприятие дошкольниковНа первом, констатирующем этапе был диагностирован исходный уровень развития восприятия детей.

На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие восприятия. Была разработана методика, включающая специальные игры и упражнения.

Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности развития восприятия детей раннего возраста.

Методы изучения: наблюдение, тестирование.

Для диагностики развития восприятия использовались следующие методики.

Методика 1. Изучение слухового восприятия.

Цель – исследование особенностей восприятия звуков.

Описание. Ребенку предлагается угадать звук (удар по металлофону, погремушка, пищалка, неваляшка, постукивание кубиков, езда машинки).

Методика 2. Изучение зрительного восприятия.

Оборудование: набор геометрических фигур (квадратов и треугольников) различных, парных цветов.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем строить домики. Но так, чтобы домик был одного цвета. Посмотри, у этого домика уже есть крыша, она подходит ему по цвету, а какая крыша нужна будет вот этому домику…». Таким образом, ребенок осуществляет подбор фигур одинакового цвета.

Методика 3. Изучение осязательного восприятия.

Описание. Ребенку предлагается угадать предмет (катушка, шишка, грибок, коробок, ложка) по ощущению его на ощупь («Волшебный мешочек»).

Методика 4. Изучение восприятия величины.

Оборудование: Пирамидка из шести колец разной величины.

Ход исследования: педагог показывает ребенку пирамидку, разбирает ее и предлагает собрать самостоятельно.

Критерии оценки:

1 – высокий уровень (слышит, различает, называет)

2 - средний уровень (слышит, допускает ошибки в определении)

3 – низкий уровень (не определяет)

Анализ результатов проведенного исследования представим в виде таблицы

Таблица 1. Диагностика развития восприятия детей дошкольного возраста.

 

Имя

ребенка

Возраст

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Вывод об уровне развития

1

Ира М.

3,5

1

1

1

2

Средний

2

Света К.

3,6

1

2

1

2

Средний

3

Оля С.

3,7

1

2

2

2

Высокий

4

Лена В.

3,4

1

2

1

2

Средний

5

Маша Л.

3,5

0

1

0

1

Низкий

Вывод

Итак, в ходе исследования были выделены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития восприятия - 1 человек. Оля С. Угадала все звуки, легко собрала домики и пирамидку, определила предметы на ощупь, что говорит о высоком уровне развития зрительного, слухового восприятия.

- дети со средним уровнем развития восприятия - 3 детей отличались средним уровнем развития восприятия, однако нередко затруднялись в определении предмета на ощупь, не могли угадать звук, допускали ошибки при сборе пирамидки, однако при выполнении заданий проявляли живой интерес.

- дети с низким уровнем развития восприятия - 1 человек. Маша практически не различала звуки, не смогла собрать пирамидку, что говорит о довольно низком уровне развития восприятия.

Таким образом, диагностика развития восприятия у детей дошкольного возраста выявила необходимость проведения формирующего эксперимента.

Вы можете заказать курсовую работу по проблеме восприятия дошкольников на этом сайте.


Дата: 12/6/2017г.
Уникальность текста: 40
Всего содержится листов: 46
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (без проверки на плагиат - скидка 50 %) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

90 - Общение как форма социального взаимодействия
186 - Развитие орфографического навыка и речи учащихся посредством развивающих упражнений




|2017 - 2018 © copyright| |Пользовательское соглашение|